Публикации / Статьи. Эмоциональное выгорание.

Статьи. Эмоциональное выгорание.

Статьи. Эмоциональное выгорание.

Большинство начинающих руководителей достаточно амбициозны, увлечены своей работой, рвутся в бой и не подозревают о подстерегающей их опасности эмоционального выгорания.

С вопросами: откуда черпать энергию, как вновь разжечь угасающий огонь в глазах, как восстановить свою мотивацию? - ко мне чаще обращаются руководители высшего и среднего звена со стажем более 5 лет.

Первый признак эмоционального выгорания я называю - ППС или Пред Понедельничный Синдром.

По моим оценкам ППС испытывают 90% наемных работников и около 50% собственников бизнеса.

Вы легко можете проверить себя на наличие ППС. Прочтите следующие утверждения.

1. В воскресенье вечером вы ощущаете эмоциональную подавленность.

2. Мысли о работе портят вам настроение.

3. В воскресенье вы откладываете отход ко сну, чтобы отсрочить наступление утра.

4. Накануне понедельника вы принимаете алкоголь в больших количествах.

5. Вы ненавидите понедельники.

Если вы согласны хотя бы с 2-мя высказываниями, значит, вы уже стоите на пороге эмоционального выгорания.

Мне удалось выделить 8-мь основных причин, приводящих руководителя к снижению внутренней мотивации и эмоциональному спаду.

Три из них связаны с личностью высшего руководителя и трудно поддаются корректировке. Я остановлюсь на них очень коротко.

1. Давление и негативная обратная связь от вышестоящего руководителя.

Бывает так, что директор/собственник в вопросах управления придерживается стратегии «кнута». Редкий человек способен длительное время с энтузиазмом работать под шквалом выволочек и недовольства. Тем более, если вы ярко выраженный лидер и руководитель крупного подразделения компании.

Исправить стиль поведения своего начальника практически невозможно. Я советую в таких случаях либо менять работу, либо использовать различные духовные практики для снижения негативного воздействия и гармонизации своего внутреннего состояния.

2. Не соблюдение финансовых условий со стороны компании.

Сами понимаете, самый простой выход здесь – смена места работы. Хотя есть вариант для любителей острых ощущений – стать доходообразующим центром компании и начать диктовать свои условия владельцам.

3. Борьба за власть и интриги в компании.

Борьба за власть и интриги возникают, как правило, в компаниях, где высший руководитель «играет в демократию». Отсутствие сильного лидера и крепкой руки создает почву для «перетягивания одеяла» и ситуаций вроде «Лебедь, рак и щука» среди управленцев высшего и среднего звена.

Есть руководители, которые чувствуют себя в такой атмосфере, как рыба в воде, но если вы к таковым не относитесь, стресс вам гарантирован. Решением проблемы может быть либо смена места работы, либо - духовные практики.

Хотя, есть третий путь – занять твердую позицию неучастия в интригах, последовательно создавать конструктивную атмосферу и хотя бы в своем подразделении создать здоровое рабочее пространство. Это не всякому под силу, но если у вас получится, награда превзойдет все ожидания.

Следующие пять причин эмоционального выгорания связаны с личностью самого руководителя и при использовании определенных мер могут быть легко устранены.

1. Отсутствие положительной обратной связи от вышестоящего руководителя.

Желание получать положительную оценку своих усилий свойственно каждому человеку. Если вы выкладываетесь по полной программе месяц за месяцем, но не получаете даже словесной похвалы, постепенно вы начинаете думать: да кому это надо? Ваше усердие снижается, и мотивировать своих сотрудников на высокую отдачу вам становится все сложнее.

Для изменения ситуации иногда достаточно прямо сказать своему руководителю о том, что вы хотите получать от него обратную связь. Если прямой разговор по каким-то причинам невозможен, начните сами задавать руководству вопросы об оценке вашей деятельности.

Например, представляя директору отчет о проделанной работе, спросите: удовлетворяют ли его полученные вами результаты?

Рассказывая о проекте своего подчиненного, выразите свою положительную оценку его работы и спросите мнение вашего руководителя на этот счет. Применяя такие способы делового общения регулярно, вы будете точно понимать, как оценивается ваша работа и напряжение, вызванное сомнениями и неведением, уйдет.

Не бойтесь инициировать получение положительной обратной связи в свой адрес и, конечно, не забывайте давать ее своим подчиненным.

2. Постоянные форс-мажоры и цейт-ноты в работе.

Я встречала такие компании, в которых на уровне корпоративной культуры принято работать только над «горящими» проектами, задерживаться до 9 -10 часов вечера и с квадратными глазами приходить на работу к обеду. Подобный ритм работы не только вызывает стресс у сотрудников, но и препятствует развитию компании, возникновению взвешенных стратегий.

Если подобная картина царит в вашем подразделении, немедленно займитесь вопросами планирования и распределения ответственности.

В первую очередь напомните себе и сотрудникам об основах тайм-менеджмента. Разделите задачи на срочные и важные. Определите сроки выполнения важных и несрочных задач. Введите промежуточные сроки контроля по важным задачам.

Далее, пересмотрите структуру и взаимосвязи внутри подразделения. Все ли сотрудники одинаково загружены? Возможно, вы «нагрузили» на лучших работников наибольшее количество проектов, и поэтому они не справляются?

Уделяйте внимание развитию специалистов. Не бойтесь поручать сложные проекты новичкам, помогайте им, учите, и вскоре они станут вашими крепкими помощниками.

Итак, в случае моральной усталости руководителя от вечных авралов в работе, начинать нужно с вопросов планирования, постепенно решая вопросы делегирования и контроля, укрепляя собственные управленческие навыки, приводить в порядок рабочий ритм в подразделении.

Уже само по себе решение этих задач принесет вам облегчение и вернет энергию в нужное русло.

3. Снижение количества новых задач в работе, увязание в текучке и рутине.

Если вы – новатор, творческий человек - не удивительно, что ваш интерес к работе, которая стала привычной, снижается. Для того, чтобы драйв вернулся, вам постоянно нужны новые задачи. Осознавая это, вы можете прямо озвучить свою потребность высшему руководству, подобное признание только повысит вашу ценность в глазах работодателя и, скорее всего, найдет отклик.

Либо вы можете сами инициировать начало новых проектов в рамках вашего подразделения.

Для посика идей вы можете использовать несложную ментальную практику.

Поднимитесь мысленно над вашим подразделением, ощутите размеры компании, поднимитесь еще выше, ощутите свой рынок, конкурентов, поставщиков… Понаблюдайте за происходящим, подумайте о тех возможностях, которые вы еще не используете. Находясь в этом состоянии, выберите идею, которая принесла бы пользу компании и внесла бы свежую струю в вашу деятельность. Людям творческим такие упражнения даются обычно очень легко.

Кроме того, вы можете привлечь к этому процессу и своих подчиненных. Проведите мозговой штурм на тему повышения конкурентного преимущества вашей компании или нового продукта, или новой услуги… Вовлечение в подобные размышления ваших сотрудников не только поможет вам найти интересную идею, но и послужит мотивацией для сотрудников, вдохнет и в них энергию творчества.

И, наконец, третий вариант – найдите себе «увлечение на стороне». Только смотрите, чтобы оно не завладело вами полностью и не помешало работе.

4. Непосильный груз ответственности.

Ответственность становится тяжкой ношей чаще всего в ситуации, когда высшее руководство проявляет высокую требовательность к руководителю подразделения, а его подчиненные работают спустя рукава. В таком случае, проблема, вероятно, кроется в ваших навыках управления.

Освежите свои знания в области менеджмента. Особое внимание уделите разделам мотивации и делегирования.

Скорее всего, вы редко используете немонетарные виды мотивации. Возможно, даже вы увлекаетесь системой наказаний и штрафов?

Попробуйте сменить свой стиль руководства. Развивайте в себе способность доверять своим сотрудникам. Делегируйте им не только решение определенных задач, но и часть вашей ответственности за результат.

Откажитесь, по возможности, от эмоциональных оценок недочетов в работе сотрудников. Сконцентрируйтесь на результатах работы, на конструктивном диалоге с исполнителем задачи.

Повысив уровень доверия, вы обретете внутреннее спокойствие, начнете проявлять себя как компетентный руководитель.

Вскоре вы заметите, как ваши бывшие лентяи превращаются в ответственных работников - в вашу команду!

5. Профессиональное несоответствие требованиям компании.

В ситуации, когда от руководителя ожидают больше, чем он реально может дать компании, долго не продержится даже самый уравновешенный человек.

Такая причина эмоциональной подавленности встречается на удивление часто. И, на мой взгляд, произрастает она из внутренней неуверенности руководителя. Как правило, обратившийся с такой проблемой человек оказывается достаточно компетентным специалистом. Чего ему не хватает, так это - уверенности в себе и способности презентовать, защищать свои идеи.

Освоить навыки презентации при должном упорстве способен каждый руководитель. А укрепить веру в свои силы и самооценку помогут положительные аффирмации, специальные медитации.

Если же ваше снижение мотивации связано именно с недостатком знаний и навыков, то следует либо незамедлительно прояснить ситуацию со своим руководством, либо, приняв на себя повышенные обязательства, взяться за самообразование.

Как видите, эмоциональному выгоранию руководителя есть вполне понятные объяснения. Мы рассмотрели с вами 8 причин, но это не означает, что любой руководитель, столкнувшись с одним из перечисленных факторов, непременно начнет испытывать дискомфорт и потеряет мотивацию к качественному исполнению своих обязанностей. У каждого человека – своя красная кнопка.

Если же вы заметили у себя первые признаки ППС и снижения мотивации, в первую очередь необходимо определить причину их возникновения. Иногда само понимание проблемы уже приносит эмоциональное облегчение. И все же, этого недостаточно. После осознания ситуации, нужно приступить к реальным действиям по ее оздоровлению.

Надеюсь, мои советы помогут вам в этом.

Помните: у вашей команды должен быть уверенный и энергичный лидер!

Берегите и развивайте себя!

 

03 октября 2012
© Все права защищены